Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

Финансы » Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств. А при неоплате товара покупателем в срок, под угрозу становятся дальнейшие отношения с партнёрами, а это может серьёзно отразиться бизнесе в целом. Появление такого рода проблем и послужило причиной возникновения факторинга.

Факторинг – это операция, в соответствии с которой Клиент передает Фактору дебиторскую задолженность (существующую и/или будущую), а Фактор по переданной дебиторской задолженности оказывает Клиенту услуги, такие как управление дебиторской задолженностью с предоставлением информационного обслуживания Клиента, финансирование, защита от риска неплатежа.

В соответствии с ныне действующим законодательством факторинговые услуги в России могут оказывать только банки и факторинговые компании, имеющие соответствующую лицензию. Правда, порядок получения такой лицензии в настоящий момент так и не определен. Суть факторинга заключается в предоставлении банком трех видов сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее по тексту – «поставщикам»): финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор) – комиссионер, агент, посредник. В рамках функции финансирования факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании (поставщика) оборотными средствами сразу после поставки (на момент передачи поставщиком финансовому агенту необходимых документов, подтверждающих отгрузку или передачу товара покупателю). В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком (финансовым агентом) и поставщиком, руководствуясь 24 и 43 главой Гражданского кодекса РФ, поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется финансировать поставщика. [1]

Факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами кредита:

· позволяет оперативно привлекать дополнительные оборотные средства;

· не нуждается в обеспечении (залоге);

· является возобновляемым финансированием;

· требует оплаты только за период фактического финансирования;

· не устанавливает фиксированной даты погашения финансирования;

· предоставление услуги в значительно меньшей степени зависит от финансового состояния Поставщика;

· расходы по факторингу в полной мере относятся на себестоимость.

Сегодня ряд крупных и средних российских банков, уже ведут серьёзную работу в сфере факторингового обслуживания предприятий. Условия, которые предлагают эти банки, имеют некоторые различия но, в целом, вполне приемлемы для поставщиков. Комиссия за факторинговое обслуживание в разных банках составляет от 0,1% до 0,5% в день от суммы финансирования. Практически все банки-факторы взимают сбор за обработку документов (накладные, счета-фактуры и т.д.). Расчеты с покупателями, как правило, предусматривают отсрочку платежа за поставленный товар от 15 до 60 дней. Размер суммы финансирования поставщика колеблется от 50% до 90% от суммы поставки. В некоторых случаях сумма финансирования может увеличиваться/уменьшаться в зависимости от сроков и условий по оплате товара. В рамках факторингового обслуживания, помимо финансирования поставок, банк может оказывать такие услуги, как:

· управление дебиторской задолженностью и контроль платежной дисциплины покупателей;

· предоставление подробных отчетов поставщику;

· информационно-аналитическое обеспечение.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что факторинг, являющийся одним из основных элементов эффективной финансовой политики предприятия, – это универсальный комплекс услуг, который жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа. На сегодняшний день российский рынок требует широкой продажи товаров и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности поставщиков не всегда позволяют его предоставлять.

Сатьи по теме:

Характеристика деятельности банка ВТБ – 24
ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки (далее - группа ВТБ) являются ведущей банковской группой российского происхождения, предоставляющей широкий диапазон банковских услуг и продуктов в России, некоторых странах СНГ и отдельных странах Западной Европы, Азии и Африки. По состоянию на 31 декабря 2008 г ...

Теоретические основы оценки финансового положения юридических лиц
Оценка финансового положения заемщика основана на анализе 2-х групп показателей: 1. количественные показатели, характеризующие экономические показатели деятельности заемщика; 2. качественные показатели. Первая группа показателей включает в себя оценку: · величины чистых активов и их динамику; ...

Договор займа
Кредитные отношения - это одна из важнейших сфер современных взаимоотношений между участниками гражданского оборота. Заёмщики - физические лица являются слабой стороной кредитного договора, следовательно, они нуждаются в особой правовой защите. Необходимо рассмотреть, какие условия банка ущемляют ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru