Для коммерческих банков вклады — это главный вид пассивов, а, следовательно, такой же по значимости ресурс для проведения активных кредитных операций, как и собственные средства. Причем от характера депозитов зависят виды ссудных операций, а соответственно и размеры доходов банка.
Показатели, характеризующие обязательства банка, представлены в таблице 1.3.2.
Таблица 1.3.2
Характеристика обязательств банка.
Источник: Составлено автором на основе литературы [26, 29]
Первый показатель, эффективность использования коммерческими банками привлеченных средств, характеризует размер привлеченных средств, приходящихся на 1 лей кредитных вложений. Другими словами, показатель определяет процент суммы кредитных вложений, осуществляемой за счет привлеченных ресурсов.
Второй показатель, эффективность использования обязательств банка, показывает, сколько приходится заемных и привлеченных средств банка на 1 лей кредитных вложений. Если соотношение обязательств банка и кредитных вложений больше единицы, то это говорит о том, что привлеченные и заемные средства используются недостаточно эффективно, так как банк проводит недостаточно активную кредитную политику.
Последний коэффициент показывает – долю всех обязательств банка в формировании валюты баланса.
Анализ активов – это анализ направления использования собственных и привлеченных ресурсов банка, – на какие цели, в каком объеме, на какой срок и кому они предоставляются.
Анализ актива бухгалтерского баланса банка начинается с проведения горизонтального и вертикального анализа.
Горизонтальный анализ предполагает сравнение значений статей баланса в динамике, другими словами это выявление изменений между текущим годом и прошлым, выявление темпов роста и прироста показателей. Анализ может проводиться как в абсолютных показателях, так и в относительных. К примеру:
(1.3.1)
Вертикальный анализ предполагает сравнение отдельных статей актива с общей суммой актива, либо с группой статей актива. В зависимости от наличия информации, возможно, провести вертикальный анализ для выявления, к примеру, доли одного заемщик в общих кредитных вложениях или в сумме активов.
Темп роста средних остатков ссудных активов принято сопоставлять с темпом роста совокупных активов. Полученный показатель носит название коэффициента опережения:
(1.3.2)
Этот коэффициент показывает, во сколько раз рост средних остатков ссудных активов опережает рост совокупных активов. Значение коэффициента более 1 свидетельствует об активной работе банка в области кредитных операций.
В РМ для анализа активов обязательны к использованию показатели утвержденные «Регламентом о порядке раскрытия коммерческими банками РМ информации о своей финансовой деятельности». [9] В состав этих коэффициентов входят показатели, указанные в приложении [1]. Наиболее информативными на наш взгляд являются показатели:
Таблица 1.3.3
Характеристика активов банка.
Источник: Составлено автором на основе Регламента НБМ [9].
Анализ доходов и расходов. Общую сумму дохода банка можно представить в следующем виде:
Общий доход = Процентные доходы + Доходы не относящиеся к процентным
Рассмотрим каждое из слагаемых.
Процентные доходы — это начисленные и полученные проценты по кредитам в леях и валюте;
Доходы, не относящиеся к процентным – доходы от прочей деятельности банка.
Сатьи по теме:
Анализ услуг Новоуренгойского отделения Западно-сибирского банка Сбербанка
России на рынке пластиковых карт
Развитие эквайринговой инфраструктуры Западно-Сибирского банка Сбербанка России нашло отражение, как в качественных, так и в количественных показателях. В 2011 г. банкоматный парк банка достиг общей численности в 145 единиц, в том числе 109 банкоматов по приему карт международных платежных систем ...
Перспективы развития депозитных операций
Определяя перспективы своего дальнейшего развития, Сбербанк России учитывает влияние внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на развитие страны и общества в целом, а также его банковский сектор. Банк стремится к развитию своих конкурентных преимуществ и рассматривает их как основу д ...
Мероприятия по
совершенствованию деятельности Банка «Национальная факторинговая компания»
Стратегические цели Банка НФК на ближайшие 5 лет включают в себя следующие:
· выйти на первое место по объемам продаж среди факторинговых компаний Восточной Европы (4,5-5 млрд. долларов США в год) и тем самым войти в число тридцати крупнейших факторинговых компаний мира;
· завоевать репутацию са ...