Коммерческие банки и их операции

Страница 3

В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. Межбанковский механизм является основным источником средств для поддержания платежеспособного баланса и обеспечения бесперебойного выполнения обязательств. Он предоставляется, как правило, в рамках корреспондентских отношений.

Пассивной операцией коммерческих банков является получение ими централизованных кредитных ресурсов. Кредиты Центрального Банка РФ предоставляются банкам в порядке рефинансирования и на конкурсной основе.

Активные операции банков. Мобилизованные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков.

В зависимости от срока, на который банки предоставляют ссуды или кредиты своим клиентам, они подразделяются на срочные (выдаются банкам на определенный срок) и онкольные, которые должны быть возвращены по первому требованию банка.

В зависимости от обеспечения, под которое выдаются ссуды, различают вексельные, подтоварные, фондовые и бланковые операции.

Вексельные операции подразделяются на операции по учету векселей и ссуды под векселя.

Учет векселей означает покупку векселей банком до истечения срока их погашения. Учитывая вексель, банк становится его владельцем и выплачивает лицу, эмитировавшему вексель или предъявившему его к учету, определенную сумму денег. За эту операцию банк взимает с клиента определенный процент, который называется учетным процентом, или дисконтом. Дисконт – разница между суммой, обозначенной на векселе, и суммой, выплачиваемой векселедержателю.

Важным видом активных операций банков являются подтоварные ссуды – ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов. Подтоварные ссуды выдаются банками не в полном размере рыночной стоимости товара, а ее части (как правило, не более 50% , а в редких случаях благоприятной экономической конъюнктуры (экономического подъема) – по 70% рыночной стоимости товара).

В условиях рыночных отношений при изобилии товаров необходим не просто спрос, а платежеспособный спрос.

Давая ссуду под товарное обеспечение в условиях рынка, кредитные учреждения сильно рискуют, поскольку если ссуда не будет возвращена в срок, то банк накладывает арест на товары, которые служат обеспечением ссуды, и может покрыть задолженность клиента за счет выручки от их продажи. Но не во всех случаях товар можно реализовать. Так, происходит затоваривание видео- и аудиотехникой.

Подтоварные ссуды часто используются в чисто спекулятивных целях. В периоды подъема, когда спрос нарастает и возникает повышенный спрос на товары, предприниматели начинают умышленно задерживать реализацию товаров и накапливать у себя товарные запасы, но только в расчете на дальнейшее повышение цен.

Другой вид активных операций коммерческих банков – фондовые операции, объектом которых служат различные виды ценных бумаг. Операции банков с ценными бумагами выступают в виде ссуд под обеспечение ценных бумаг и покупки бумаг за свой счет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Порядок лицензирования страховой деятельности
Для различных видов страховых операций, которые страховая организация осуществляет одновременно, закон предусматривает различные требования относительно размера оплаченного уставного капитала. Так, пункт 3 статьи 25 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает базов ...

Основные финансовые показатели деятельности Банка Развития Казахстана
Банк Развития Казахстана постоянно поддерживает высокий уровень своей финансовой прозрачности для всех лиц, заинтересованных в финансовых результатах Банка. Для выполнения поставленных задач Банком с начала своей деятельности по состоянию на 1 января 2011 года одобрены к финансированию 99 инвести ...

Формирование уставного капитала
Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Это приводит их к рассмотрению затрат на производство, без анализа которых существование фирм ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.qupack.ru