Необходимость создания Банка Развития Казахстана

Финансы » Банк Развития Республики Казахстан » Необходимость создания Банка Развития Казахстана

Страница 1

Мировой опыт показывает, что роль государства в развитии экономики не ограничивается только выработкой политики, поддержанием макроэкономической стабильности и регулированием деятельности хозяйствующих субъектов. Оно также должно брать на себя стратегические и координационные функции в экономических процессах. Одним из механизмов реализации этих функций являются так называемые институты развития.

Институты развития – это организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов.

Институты развития созданы и успешно работают практически во всех регионах мира – как на уровне отдельных стран, так и в более глобальном масштабе.

Отличительными признаками институтов развития от других форм государственной поддержки являются:

· перераспределение ресурсов в пользу проектов развития, направленных на создание потенциала экономического роста в области инфраструктуры, человеческого потенциала, новых технологий и поддержку новых, пока еще не доминирующих секторов экономики, нуждающихся в начальной поддержке для своего развития;

· наличие постоянной организационной структуры и определенных правил, позволяет осуществлять институтам развития систематическую деятельность, у них существует четкая система ответственности и контроля;

· институты развития являются некоммерческими организациями, а не способом увеличения доли государства в экономике, их деятельность направлена на развитие частного бизнеса в новых секторах экономики.

Рыночный механизм не может обеспечить везде и всегда достаточный приток ресурсов из частного сектора для поддержки важных с точки зрения долгосрочного экономического роста направлений и качественных изменений в структуре экономики. Например, привлечение частных инвестиций в инновационные проекты может быть затруднено в связи с их дороговизной и высокими рисками, а объекты инфраструктуры отличают капиталоемкость, низкая рентабельность для инвестора и долгий срок окупаемости. Роль институтов развития как раз и заключается в том, чтобы путем вливания государственных средств, предоставления специальных механизмов поддержки создать в обществе стимулы для инвестиций в такие сложные, но нужные сегменты социально-экономической деятельности.

В отличие от частных банковского и финансового секторов институты развития, не вступая в конкуренцию с последними, используя вложенные в них бюджетные средства, дают долгосрочные кредиты на льготных условиях, поддерживают малый и средний бизнес, инфраструктурные проекты, международную торговлю, участвуют в развитии инновационной сферы, сглаживании дисбалансов развития регионов.

Институты развития выступают тем инструментом, посредством которого государство инициирует, направляет нужные процессы и вовлекает в них частный сектор, налаживая государственно-частное партнерство.[3]

Среди всего спектра институтов развития можно выделить финансовые организации, осуществляющие прямое или косвенное финансирование приоритетных проектов (банки развития, так называемые фонды фондов, страховые и лизинговые компании и др.) и нефинансовые, предоставляющие инфраструктуру, облегчающую ведение предпринимательской деятельности и оказывающие специальные услуги (ОЭЗ, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.).

Наиболее распространенным видом института развития, в том числе и во всем мире, являются так называемые банки развития.

В зависимости от того, какие функции они выполняют и на что нацелена их деятельность, они могут быть универсальными (выполняющими широкий спектр услуг, включая отбор экономически значимых проектов, консультирование, организацию и финансовую поддержку, в различных секторах экономики) и специализированными (например, отраслевыми).

В мире институты развития как инструмент государственной политики работают уже около 80 лет, еще со времен Великой депрессии в США. Банки развития успешно функционируют в большинстве стран (по некоторым данным в мире насчитывается более 700 таких организаций), например Немецкий банк развития (KfW) в Германии, Китайский банк развития (CDB) в Китае.

Финансовые институты развития присутствуют также на субрегиональном (например, Черноморский банк реконструкции и развития), региональном (Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития) уровнях и в глобальном масштабе – например Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация.

К сожалению, выделяя большие деньги для институтов развития, государство далеко не всегда эффективно управляет ими. Конечно, в ряде случаев текущие результаты оказываются ниже ожидаемых из-за того, что сами по себе поддерживаемые проекты не могут дать быструю отдачу. Нередко институты развития обвиняются в поддержке лишь избранных инвесторов и бизнесменов, приближенных к принимающим решения чиновникам. Тем не менее факт все-таки налицо – в последние 10 лет использование госсредств для поддержки роста экономики через институты развития стало важным элементом социально-экономической жизни.[4]

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Просроченная задолженность коммерческого банка как составляющая процесса кредитования
В соответствии с требованиями Банка России к категории проблемных кредитов банки относят собственно просроченную задолженность на срок свыше 90 дней, кредиты, по которым поручитель отказывается от выполнения обязательств при наличии просроченной задолженности свыше 90 дней, кредиты, по которым был ...

Оценка эффективности деятельности банка
Оценка эффективности банковской деятельности является одним из значительнейших заданий экономического анализа, решение которого основывается на иcпoльзoвaнии метода коэффициентов. Сущность метода коэффициентов заключается в построении системы взаимосвязанных показателей, которые всесторонне характ ...

Современные методы улучшения финансового состояния ФСС
Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования, в том числе: - две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемным работником, вносится работодателем; - одна треть - вносится самими работниками, подлежащими страхова ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.qupack.ru