Проведенный анализ позволяет проследить эволюцию критериев и показателей кредитоспособности заемщика, начиная от нескольких разрозненных характеристик эпохи ростовщичества до интегрального показателя, отвечающего современному этапу развития банковского дела, — кредитного рейтинга заемщика. Белые пятна в оценке кредитоспособности, соответствующие по времени государственному кредиту XVIII в. и советскому периоду, показывают, что подмена четких принципов определения кредитоспособности несколькими формальными критериями приводит к негативным последствиям [34, с. 81].
Анализ совокупности количественных и качественных показателей деятельности заемщика позволяет перейти к интегральному значению кредитного рейтинга. Присвоенный кредитный рейтинг используется банками в различных целях, в том числе для:
- определения стоимости размещаемых ресурсов (низкий класс кредитоспособности увеличивает надбавку за риск, делая тем самым привлечение средств менее привлекательным);
- формирования резервов на возможные потери по ссудам;
- определения лимитов кредитования;
- анализа кредитного портфеля в разрезе классов кредитного рейтинга с целью оценки кредитного риска;
- вознаграждения сотрудников, размещающих кредитные средства.
Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой процесс отбора и анализа показателей, оказывающих влияние на величину кредитного риска, их анализ и систематизацию в виде присвоения кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг заемщика должен не только отражать текущее финансовое состояние предприятия, но и давать прогноз на перспективу. Увеличение срока кредитования, как правило, повышает уровень кредитного риска, выдвигая повышенные требования к более тщательной оценке кредитоспособности заемщика [28, с. 96]. При долгосрочном кредитовании меняется традиционный, исторически сложившийся в отечественной литературе смысл кредитоспособности, а именно наблюдается переход от оценки текущей кредитоспособности к плановой, прогнозной, т.е. рассчитанной на ближайшую перспективу. Мировая и отечественная практика выделяет следующие этапы такой оценки:
1) анализ макроэкономической ситуации в стране (Macroeconomic analysis);
2) отраслевой анализ (Industry analysis);
3 положение заемщика на рынке (Market position);
4) анализ финансового положения (Quantitative analysis);
5) оценка менеджмента (Qualitative analysis);
6) присвоение кредитного рейтинга (Rating). Рассмотрение основных методик оценки кредитоспособности заемщика позволяет сделать вывод об идентичности вышеуказанных шов в процессе оценки. Эволюционное развитие рейтинговой оценки предприятий сделало возможным такое выделение этапов, при котором имеют место достаточность, надежность и информативность оценки. Ключевым этапом оценки кредитоспособности является анализ финансового положения заемщика, когда рассматриваются количественные показатели экономического состояния организации [9, с. 57].
Анализ финансового положения организации обычно проводит по двум направлениям: структурный анализ бухгалтерской отчетности и расчет финансовых коэффициентов.
При практической реализации этих рекомендаций приходится решать ряд проблем.
Сколько и какие показатели использовать для анализа? Количество рассчитываемых коэффициентов может быть неограниченно велико. Компьютерные программы позволяют получать 100 и более коэффициентов. Цель финансового анализа будут определять количество и набор необходимых показателей. С одной стороны, чем больше коэффициентов рассчитывается, тем более подробный анализ можно провести, с другой стороны, при росте числа показателей задачи анализа усложняются. Для выяснения того, какие коэффициенты необходимы, из групп коэффициентов могут быть выделены значимые (независимые) коэффициенты, анализ которых обязателен [3, с. 9]. Остальные коэффициенты будут носить производный характер и анализироваться во вторую очередь. Проведенный стандартный статистический анализ определил коэффициенты, обладающие высокой степенью зависимости (дублирующие друг друга). Анализ показал, что девять коэффициентов вполне достаточно для определения кредитоспособности заемщика [18, с. 8]. Подтверждением вывода об отсутствии необходимости рассчитывать большое количество коэффициентов является то, что рейтинговая фирма "Dun&Bradstreet" использует не более 14 ключевых коэффициентов (они будут рассмотрены при раскрытии методики оценки кредитоспособности "Dun&Bradstreet"). Обязательные для анализа показатели классифицируются следующим образом:
Сатьи по теме:
Денежная масса
Денежная масса — совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйстве ...
Зарубежный рынок факторинга
По итогам 2011 года российский рынок факторинга вышел на второе место в мире по темпам роста
Согласно последним данным FCI объем мирового рынка факторинга в 2011 году увеличился на 22% по сравнению с 2010 годом. Оборот рынка в прошлом году составил более 2 триллионов Евро или 2,6 триллионов долла ...
Понятие и классификация банковских продуктов
В качестве результата взаимодействия банка и клиента сторонники маркетингового подхода видят банковскую услугу. Динамика понятийного аппарата категории «услуга» позволяет выявить семантику слова «service» (услуга) через следующие ее отличительные свойства применительно к банковской сфере: - деятел ...