Таким образом, Закон прямо устанавливает обязанность страховщика, у которого отозвана лицензия, осуществить исполнение обязательств по договору и в случаях, когда страховщик не может исполнить обязательства, осуществить передачу страхового портфеля.
Сфера полномочий органа страхового надзора
Административная реформа повлекла четкое разграничение полномочий между правоустанавливающими и правоприменительными функциями государственных органов, в том числе в сфере регулирования страховой деятельности. Так, правоустанавливающая функция в указанной сфере была закреплена за Минфином РФ – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Федеральная служба страхового надзора (далее ФССН) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №330 стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Такое разграничение означает, что ФССН не вправе в сфере страхового дела осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Указанное разграничение функций нашло свое закрепление и в последних поправках в Закон.
Так, с одной стороны, были четко определены дополнительные функции органа страхового надзора, в том числе восполнены отдельные пробелы, существовавшие до принятия указанных поправок. Например, четко отражены те основания, по которым ФССН публикует «в определенном им печатном органе» соответствующие разъяснения, сведения, акты о применении санкций и т.п.
Восполненный пробел в этой части позволяет страховщикам реализовать их право на защиту своих интересов в рамках срока исковой давности. Ведь именно с момента опубликования в установленном порядке, в печатном органе, например, решения об отзыве лицензии действие лицензии прекращается, и с этого же момента начинает течь срок исковой давности. Дополнения в этой части позволяют также упорядочить действия органа страхового надзора в части издания и опубликования соответствующих актов, сведений, разъяснений, а также избежать впредь неясностей и различных толкований формальной правомерности вступления в действие принятых решений.
Вследствие разграничения полномочий между Минфином РФ и ФССН утратили силу подпункты 4–5 пункта 4 статьи 30 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в редакции от 10 декабря 2003 г. №172-ФЗ. Тем не менее до конца не урегулированы вопросы, связанные с иерархией и последовательностью применения органом страхового надзора санкций к страховщикам, нарушившим действующее страховое законодательство, а также с допустимостью толкования органом страхового надзора отдельных положений законодательства. С точки зрения разграничения полномочий между Минфином РФ и ФССН любые разъяснения органом страхового надзора вопросов, отнесенных к его компетенции, не должны содержать новых правовых норм и не могут являться нормативным правовым актом. Любые разъяснения, содержащие правовые нормы, подлежат представлению на государственную регистрацию в Минюст РФ в установленном законом порядке. А нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию в установленном законом порядке, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
Лицензия – представляет собой разрешение на ведение деятельности. Она выдается не вообще на страховую деятельность, как таковую, а лишь на осуществление конкретных видов страхования, в которых законом или подзаконным актом (Условиями лицензирования) установлено наличие страхового интереса.
Нормативное определение понятия «вид страхования» отсутствует. Однако из пп. «а» п. 1 ст. 32 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ясно, что каждому виду страхования должны соответствовать Правила страхования. Вывод о том, какие именно условия Правил страхования являются существенными для того, чтобы отличать один вид страхования от другого, можно сделать из утратившего силу Положения о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности. В п. 2.2.15 указанного Положения имеется следующее основание для применения к страховщику мер ответственности, вплоть до отзыва лицензии «Заключение договоров страхования на условиях, предусматривающих расширенный по сравнению с определенными Правилами страхования, на основании которых выдана лицензия, перечень объектов страхования и страховых случаев (страховых рисков)». Из рассмотрения этих норм в совокупности можно сделать вывод, что виды страхования отличаются друг от друга:
Сатьи по теме:
Вторая группа проблем в ИЖК
Исследование методологических аспектов кредитной политики государства в сфере ипотечного жилищного кредитования позволило перейти ко второй группе проблем, заключающихся в обосновании теоретических положений о ее роли в социально-экономическом развитии страны. Методологическими посылками исследова ...
Планирование размеров собственных средств, капитала и Объемов активных
операций банка
На втором этапе планирования прибыли банка определяется Динамика собственных средств (СС), капитала (К) и объемов банковских операций (VA) на плановый период. Прогнозирование Динамики собственных средств начинается с планирования изменений Уставного фонда (УФ) банка, которое осуществляется акционе ...
Характеристика основных банковских продуктов для
предприятий как клиентов и особенности их изменения
В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги:
а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;
б) осуществлять расчеты по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числ ...