Вторым после «Сбербанка» по количеству пластиковых карт в обращении идет ВТБ 24, у которого их чуть менее 7,2 млн. шт. он стабильно занимает вторую строчку.
Что же касается платежных систем, то здесь, уже по традиции, безоговорочным лидером является Visa [30, с. 1]. Суммарное количество карт этой платежной системы, находящихся в обращении, у всех участников рейтинга составляет порядка 54 млн. шт., тогда как объем MasterCard - только 45 миллионов, что, впрочем, также немало и соответствует второму месту (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Платежные системы в России
|
№ |
Платежная система |
Количество |
|
1. |
Visa |
51.60 |
|
2. |
MasterCard |
43.44 |
|
3. |
Другие |
4.96 |
Остальные платежные системы - Union Card, STB, NCC и др. - пользуются гораздо меньшим спросом и представлены, в основном, только у единиц. Например, карты платежной системы NCC в большом количестве присутствуют у «Автовазбанка» (69 747 штук), у «Национального Торгового Банка» (27 636 штук) и в меньшем количестве - у «Первого Объединенного Банка» (3 348 штук). Остальные участники рейтинга эту платежную систему в своих анкетах не указали [30, с. 1].
По количеству операций с банковскими картами лидируют Москва и Московская область (23,2% общероссийской эмиссии) - более 700 млн. операций за 2010 год.
В настоящее время на Москву и Санкт-Петербург приходится 44,1% выпущенных в России банковских карт и порядка 41,2% объема транзакций по банковским картам.
Соответственно, остальное количество эмитированных карт распределяется по регионам, причем сосредоточено преимущественно в крупных городах. Однако статистика по регионам использования банковских карт демонстрирует несколько иную картину - на Москву и Санкт-Петербург приходится лишь 35% объема транзакций.
Как свидетельствует исследование AnalyticResearchGroup, по федеральным округам России прослеживается традиционная тенденция - Центральный федеральный округ продолжает наращивать отрыв по количеству карт и объему операций от остальных округов. Это относится как к выпуску, так и к использованию карт. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах пластиковые карты чаще используются для оплаты товаров и услуг, в то время, как жители других регионов предпочитают использовать карты для получения наличных средств.
Развитие карточной отрасли в различных регионах России традиционно не однородно. Наиболее высокий показатель карточек на душу населения - 1,6 - в Центральном федеральном округе. Это выше, чем в среднем по Российской Федерации (1,1 карточка). Здесь же самое высокое число банкоматов и электронных терминалов на миллион жителей - 1033 и 4955 устройств соответственно. Еще два округа - Северо-Западный и Уральский - также превосходят средний общероссийский показатель карточек на душу населения и по банкоматам и электронным терминалам на душу населения.
Однако же самая высокая средняя транзакция отмечена в Уральском федеральном округе - 6179 руб., тогда как в Центральном - 5341 руб. Также центр обогнали по этому показателю Сибирский и Северо-Кавказский округа. В то же время следует отметить, что при довольно высокой развитости банкоматных сетей на территории Российской Федерации население использует их преимущественно для снятия наличных [30, с. 1].
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что в количественном и качественном плане российский рынок пластиковых карт вышел на достаточно высокий уровень развития и не уступает зарубежному, это достигнуто путем высокой конкуренции между банками, а также позитивной тенденцией перехода к безналичным расчетам. Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». Российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды. В условиях глобализации экономики и формирования единого общемирового финансово-информационного пространства новые направления развития систем безналичных расчетов открывают перспективы использования платежных карт, как в банковских и коммерческих приложениях, так и в государственных социальных программах и межотраслевых проектах управления регионами и городами, что обеспечивает платежным системам и банкам дополнительные доходы и конкурентные преимущества, а держателям карт -мобильность и возможность проводить финансовые операции в любое время, в любом месте, при помощи различных средств и каналов связи.
Сатьи по теме:
Необходимость инвестиционной деятельности
Процесс реализации страховой услуги принципиально отличается от аналогичного процесса в других видах предпринимательства. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствоват ...
Методы превентивного антикризисного управления
Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этом случае оно окажется скорее всего запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.[2]
Для этого должны профессионально и результативно применяться мет ...
Перспективы развития ипотечного кредитования в России
Нестабильная финансовая ситуация сильно отразилась на ипотечных заемщиках, и прежде всего на тех, у кого валюта кредита отличается от валюты доходов. Увеличение роста безработицы и снижение уровня доходов стали основными факторами роста просроченной задолженности. Чтобы не допустить ипотечного кол ...