В отечественной и зарубежной теории процессного подхода существует две точки зрения относительно границ бизнес-процесса [1, с. 56‑57]. Первая основана на рассмотрении деятельности организации как сети процессов. Сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов организации, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемой на предприятии. Идентификация процессов при этом осуществляется путем привязки процессов к функциональным подразделениям предприятия [12, с. 36].
Второй вариант реализации процессного подхода предполагает наличие так называемых «сквозных» процессов. Сквозной, или межфункциональный, бизнес-процесс – это процесс, в котором участвует несколько структурных подразделений предприятия, потребляющий ресурсы внешних и внутренних поставщиков и создающий ценность для внешних клиентов. Процесс пронизывает несколько функциональных подразделений (выполнение бизнес-операций в рамках бизнес-процесса может быть возложено на исполнителей из различных подразделений банка) и имеет владельца, который не является непосредственным начальником этих подразделений [12, с. 26–30].
Представленная ученым Портером М. в 1980 году модель цепочки создания добавленной стоимости разделяет процессы предприятия на основные и вспомогательные. Основным процессом является процесс, операции которого имеют прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияют на создание добавленной стоимости. Вспомогательный процесс, напротив, является процессом, операции которого не являются, с точки зрения клиента, важными для создания стоимости, однако они неотъемлемы при выполнении основного процесса. Вспомогательные процессы не имеют непосредственных точек соприкосновения с производимыми продуктами или предоставляемыми услугами. Также выделяют управляющие процессы – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить корпоративное управление.
Несмотря на названные критерии, четкое разделение между основными и вспомогательными процессами осложняется тем, что в различных контекстах и для различных предприятий один и тот же процесс может являться как основным, так и вспомогательным. Кроме того, вспомогательные процессы могут переходить в основные процессы и наоборот. Например, в отличие от традиционных процессов торгового предприятия, при так называемом центральном регулировании продаж, торговое предприятие не занимается логистическими операциями в основном процессе, а концентрируется на операциях по управлению. Таким образом, логистика, традиционно являющаяся в торговле основным процессом, становится процессом вспомогательным [22, с.3-5].
Сатьи по теме:
Мультипликативное расширение банковских депозитов
Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, "выработанные" коммерческими б ...
Организационная структура системы ОМС и движение денежных средств
В структуру системы ОМС в 1993 году входили 79 ТФОМС. По состоянию на 1 января 2008 года при реформировании административно-территориального состава РФ в системе ОМС функционировало 85 ТФОМС.
Одной из основных задач системы ОМС является страхование граждан. С 1994 года численность граждан, застра ...
Роль закладной в ипотечном кредитовании
Фактически закладная является базовым элементом, для реализации двухуровневой модели ипотечного кредитования, которую Российская Федерация избрала как модель жилищной политики. Сутью этой модели является продажа закладных другим залогодержателям, которые могут оставить закладные себе или выпустить ...