В настоящее время в сфере управления предприятиями и организациями достаточно прочные позиции занимают два принципа управления – функциональный и процессный.
Процессный подход к управлению начал активно развиваться в конце XX‑начале XXI вв. Процессное управление отличается от функционального тем, что организация рассматривается как бизнес-система, состоящая из взаимодействующих между собой бизнес-процессов, конечной целью которой является продукция, приобретенная потребителем, или оказанные услуги (удовлетворенный потребитель) [1, с. 33; 8; 20, с. 24]. Основной целью управления при этом является не столько контроль выполнения отдельных функций, сколько контроль результата.
В основе ориентированного на процессы предприятия лежит принцип регулирования последовательности операций. В то время как организационная структура представляет собой разделение системы на подсистемы (например, отделы, подразделения, должности), а также несет в себе информацию о задачах каждой подсистемы, организация процессов - это инструмент для контроля выполнения задач, а также координации временных и пространственных аспектов их выполнения (кто что делает, когда и как). Самые простые составляющие отдельной задачи - это операции, которые, в свою очередь, являются основными составляющими процессов. Операция является действием, необходимым для выполнения определенной работы [22, с.3].
Стержневой категорией процессного подхода является бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [8]. Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Основными признаками бизнес-процесса являются точки соприкосновения этого процесса с бизнес-партнерами предприятия (например, клиенты, поставщики). Примерами бизнес-процессов являются: обработка заказов на производственном предприятии, торговая сделка на коммерческом предприятии или предоставление кредита в банке [22, с.3].
Посредством объединения в рамках бизнес-процессов разных по своему функциональному назначению операций в единые цепочки создания ценности достигается:
непрерывность менеджмента организации на стыках между отдельными подразделениями и должностными лицами при их взаимодействии;
сглаживание противоречий, связанных с иерархическим (вертикальным) построением менеджмента.
Любой бизнес-процесс имеет конкретные и измеримые «входы» - ресурсы - и «выходы» – результаты. К ресурсам процесса относятся персонал, оборудование, инфраструктура, среда и прочее. Результатом выполнения процесса является определенный продукт (услуга). Бизнес-процесс всегда ориентирован на потребителя (внешнего и/или внутреннего), что выражается в том, что требуемое качество продукта (ценность) как совокупность свойств продукта, обуславливающих его пригодность удовлетворять потребности клиента в соответствии с его назначением, определяется клиентом (потребителем результата процесса), а не исполнителем. Причем неважно – внешний (потребитель) или внутренний (соседний отдел).
Поэтому каждый исполнитель внутри процесса четко представляет себе ожидаемый результат, ему делегируются полномочия и ответственность, право самому выбирать технологии, необходимые для достижения результата. Главный критерий эффективности управления – достижение целей группой, отделом, департаментом, банком.
Управление бизнес-процессом осуществляет его владелец. Владелец процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса [1, с. 49].
Природа бизнес-процессов такова, что изначально в них заложена возможность инжиниринга [31], т.е. возможность проектировать и выстраивать их в соответствии с целями организации, в логике реализуемой стратегии, в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры банка, самыми консервативными элементами системы управления. Инжиниринг бизнес-процессов требует адекватности идентификации, классификации и определения их роли для всей системы в целом.
Сатьи по теме:
Анализ делового риска как способ оценки
кредитоспособности клиента
Для этого метода деловой риск связан с прерывностью процесса кругооборота оборотных средств, возможностью не завершить этот кругооборот эффективно. Поэтому он учитывает следующие основные факторы делового риска:
· надежность поставщиков;
· диверсифицированность поставщиков;
· сезонность поставо ...
Методы расчета тарифов имущественного страхования
Страховой тариф
(тарифная ставка) – ставка страховой премии с единицы страховой суммы или объекта страхования, на основании которой рассчитывается страховая премия. Исходя из тарифных ставок, исчисляют страховые взносы, уплачиваемые страхователями. Страховой взнос представляет собой произведение ...
Основные положения об эмиссионных ценных бумагах в РФ
Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. На кажд ...