Типы платежных систем

Страница 3

Порядок движения документов при расчете платежными требованиями представлен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Документооборот при расчетах платежными требованиями

При расчетах платежными требованиями совершаются следующие операции:

1 – отгрузка продукции и вручение или отсылка по почте плательщику документов, предусмотренных договором или условиями поставки;

2 – предоставление расчетных документов поставщиком в банк на инкассо;

3 – проверка и пересылка платежных требований в банк покупателя;

4 – установление банком покупателя сроков акцепта, оплаты платежных требований, вручение экземпляра платежного требования плательщику;

5 – согласие плательщика на оплату платежного требования или отказ от акцепта;

6 – оплата платежных требований путем снятия денег со счета плательщика (при акцепте) или возврат платежных требований в банк поставщика (в случае отказа от акцепта);

7 – перевод денег в банк поставщика или заявление об отказе платежа;

8 – зачисление денег на счет поставщика;

9 – извещение поставщика о поступлении денег на его расчетный счет или сообщение об отказе платежа.

К преимуществам данной формы расчетов относятся: контроль порядка проведения расчетов осуществляется всеми сторонами, в том числе и банками; строгая адресная доставка расчетных документов. К основному недостатку нужно отнести трудоёмкий документооборот.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах невключения бенефициара в заявление на акцепт.

Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного невключения бенефициара в заявление на акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь или договором [9, с. 219].

Также среди форм безналичных расчетов выделают расчеты чеками. В соответствии со ст. 272 Банковского кодекса Республики Беларусь чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю [2, с. 29].

Чекодатель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, который имеет в банке текущий (расчетный) или иные счета в белорусских рублях. Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку. Расчеты чеками производятся с предварительным резервированием средств на отдельном счете. Схема документооборота при расчете чеками приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Документооборот при расчетах чеками

При расчетах чеками совершаются следующие операции:

1 – предоставление заявления на получение чековой книжки и платежного поручения на резервирование денежных средств;

2 – резервирование денежных средств на отдельном счете;

3 – выдача чековой книжки;

4 – предоставление документов на отгрузку продукции;

5 – выписка чека и вручение его поставщику;

6 – предъявление чека на инкассо в обслуживающий банк;

7 – составление банком поручений реестров и пересылка их вместе с чеками в банк покупателя;

8 – оплата чеков путем списания средств со счета, на котором были зарезервированы денежные средства;

9 – перевод денег в банк получателя;

10 – зачисление денежных средств на счет получателя;

11 – извещение получателя и зачислении денежных средств.

Расчеты чеками имеют преимущества, связанные с гарантией платежа, а недостатком является усложнение документооборота, поскольку зачисление денежных средств чекодержателю осуществляется не в момент предъявления чеков в свой банк, а после их списания со счета плательщика (чекодателя).

Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

В ст. 254 Банковского кодекса дано определение понятия аккредитив: «обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя, должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива».

Страницы: 1 2 3 4

Сатьи по теме:

Социально-экономическая природа и принципы медицинского страхования
В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились основные системы экономического функционирования здравоохранения: государственная, страховая и частная. Государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бе ...

Эффективности деятельности Русь-банка в корпоративном сегменте
Банк при сотрудничестве с предприятиями получает выгоду в виде дополнительных доходов от операций. При предоставлении кредитов – процентные доходы, при расчетно-кассовом обслуживании и других видах обслуживания – комиссионные доходы и т.д. Рассмотрим эффективность кредитных операций, которая отра ...

Анализ деятельности Жигулевского филиала Самарского регионального отделения ФСС РФ
Жигулевский филиал Самарского регионального отделения ФСС РФ создан на основании Положения о филиале Самарского регионального отделения ФСС РФ, утвержденного приказом управляющего Самарским региональным отделением Фонда № 04-Н от 30.01.1995 года для эффективного осуществления возложенных на отделе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru