Проблемы организации кредитования частных клиентов в ОАО "ОТП-Банк"

Финансы » Кредитование частных клиентов в банках: направления развития и совершенствования » Проблемы организации кредитования частных клиентов в ОАО "ОТП-Банк"

Страница 1

Приведем краткое описание проблем, связанных с реализацией направлений кредитования частных клиентов в ОАО "ОТП-Банк". Все нижеприведенные проблемы характерны для всех банков РФ, осуществляющих кредитование физических лиц.

Несомненно, самым перспективным является рынок ипотечного кредитования. В ОАО "ОТП-Банк" уже есть свои собственные наработки в данной области, выраженные в виде программ ипотечного кредитования. Но доходность здесь небольшая, поскольку кредитование не имеет массовый характер. Деятельность в данной области связана с большим количеством рисков, касающихся в основном длительности периода кредитования. Поэтому стоимость кредитной услуги очень велика. Для привлечения клиентов необходимо, в первую очередь, снижение процентной ставки за счет исключения из нее риска неплатежа. Для этого банк должен отсечь "плохих" заемщиков и предупредить случаи невозврата и, соответственно, дополнительные расходы с этим связанные.

ОАО "ОТП-Банк" практически не предоставляет услуги по образовательному кредитованию. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования - низкий заработок - отсутствие средств на образование - отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большим сроком возврата кредита (до 10 лет). Исходя из зарубежного опыта в данной области, можно сказать, что для развития этого вида кредитования необходимы:

Законодательная база предоставления финансовой помощи для всех желающих и способных получить образование;

Гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя. Тем самым обеспечиваются благоприятные условия кредитования.

На сегодняшний день данные условия не обеспечены, поэтому банки, в т. ч. и ОАО "ОТП-Банк", вынуждены завышать стоимость кредита. Т.е. банку для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.

Автокредитование по доходности стоит на первых позициях данного рынка. В настоящее время в России 15 - 20% всех автомобилей реализуется с помощью кредитов, а в некоторых автосалонах в кредит приобретается до 70% автомобилей. Как правило, автомобиль же и используют в качестве залога. Но даже в такой ситуации недобросовестный заемщик, ввиду отсутствия регистрации залога - движимого имущества, вполне может повторно заложить или продать автомобиль.

Кредитование товаров длительного пользования берет своей массовостью. Большинство кредитов данной области не превышают 10000 рублей. В случае же мошенничества или дефолта заемщика банк должен нести затраты соизмеримые с суммой кредита. Практика перекладывания рисков на заемщиков в данном случае может помочь только на первых порах. В условиях конкуренции выиграет тот, кто минимизирует риски, опять же достоверно определив, какой клиент "хороший", а какой "плохой" и предложит заемщикам более выгодные условия.

К области потребительского кредитования относится и применение кредитных карт. Однако стоимость услуги очень высока. Она зависит от времени, которое проходит с момента получения денег заемщиком до погашения им задолженности. Основной проблемой на пути стабильного развития рынка кредитных карт (ввиду его будущей массовости) также является вопрос достоверной классификации потенциальных заемщиков.

В рамках будущего Интернет кредитования, которое широко использует ОАО "ОТП-Банк", вопрос оценки стоит еще острее, поскольку данная услуга подразумевает оформление, получение и погашение кредита посредством дистанционного доступа без личного появления в банке. Также перед банком стоит проблема гарантий сохранности данных, а также проблема оформления документов, которые должны иметь доказательную силу в суде при возникновении неблагоприятных ситуаций.

Таким образом, базовым вопросом кредитования физических лиц является достоверная классификация потенциальных заемщиков на "хороших" и "плохих". Рассмотрим используемую в мире практику такой оценки, а также проблемы на пути ее применения ОАО "ОТП-Банк".

Наибольшее распространение в мире получила скоринговая система классификации. Заметим, что в основе скоринга лежит принцип формализации знаний экспертов определенным способом. На тот момент ничего лучше, вероятно не было. Консервативность же банкиров донесла данный принцип оценки до наших дней. Сейчас существуют куда более прогрессивные способы добычи и формализации знаний (например, Data Mining). Даже если самого эксперта нет, то, основываясь не на опыте, а на статистических данных, им станет, например, дерево решений.

Таким образом, основные проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед ОАО "ОТП-Банк" на сегодняшний день:

· Отсутствие специального законодательства, регулирующего отношения в области потребительского кредитования. Отношения в данной сфере регулируются законом "О банках и банковской деятельности" и законом "О защите прав потребителей".

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Стратегия совершенствования операций на основе пластиковых карт
Важное значение при развитии рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, провод ...

Лицензирование банковской деятельности
КБ имеют право осуществлять банковскую деятельность только после получения банковской лицензии. Лицензирование ограничивает осуществление банковских операций только теми юр. лицами, которые получили согласие на их проведение от уполномоченного органа. Выдача лицензии осуществляется после регистрац ...

Роль банка в экономике
Банки являются финансовыми посредниками - они аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов и населения и предоставляют их во временное пользование тем экономическим субъектам, которые испытывают временную потребность в дополнительных деньгах. За счет разницы процентных ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru