Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собственное удержание: больший риск компания обязана отдать в перестрахование. Во-вторых, от капитализации страховщика прямо зависят его устойчивость и платежеспособность, а следовательно, доверие к нему со стороны страхователя.
Несмотря на то что совокупный уставный капитал страховых компаний достиг в 2005 году своего максимума, увеличившись с 0,5 млрд руб. в 1994 году до 150 млрд руб. в 2005 году, капитализация всей российской страховой отрасли соизмерима с капитализацией шестого по мощности страховщика Западной Европы.
В Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации» целая статья посвящена вопросу повышения капитализации страховых компаний. Так, предусматривается увеличение базового уставного капитала. Кроме того, при осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, вводится коэффициент 2 от базового размера уставного капитала, а при осуществлении исключительно перестрахования – 4.
Предусмотрено, что для одновременного осуществления нескольких видов страхования компания должна обладать уставным капиталом, складывающимся из минимальных уставных капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.
Страховщики обязаны будут довести свои уставные капиталы до размеров, определенных в законопроекте, до 1 июля 2007 года. У компаний, не выполнивших данное требование, департамент страхового надзора будет отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности без соответствующего предписания.
Проблема увеличения капитализации страховой отрасли отражена и в правительственной концепции развития страхования в Российской Федерации. Там записано, что «в целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования».
Для многих страховщиков перестрахование является основным способом гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. К сожалению, законодательное обеспечение перестраховочной деятельности еще более несовершенно: не определены ни стандартные положения договоров перестрахования, ни правила делового оборота российского рынка перестрахования.
В условиях значительного повышения тарифа на перестрахование перспективы развития российского перестраховочного рынка лежат в области создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования. Предполагается, что эти меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.
В связи с этим вполне своевременно новое положение законопроекта, определяющее, что страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы – товарищества без образования юридического лица на основе договора о совместной деятельности.
Сатьи по теме:
Обязательное страхование пассажиров на транспорте
Обязательное страхование от несчастных случаев водителя, пассажиров и кондукторов осуществляется на условиях, утвержденных постановлением Кабинета министров Украины от 14 августа 1996 г. № 959 на случай наступления смерти, временной или постоянной нетрудоспособности водителя и/или пассажиров транс ...
Страхование грузов
На страхование принимаются грузы, перевозимые по суше, воздушным и водным путем. Договор страхования может быть заключен на одном из следующих условий:
1)"без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения". По этому варианту страховщик обязан возместить убытки только от полной ...
Услуги банков для частных лиц
Современный этап развития банковского бизнеса характеризуется значительным увеличением объема розничных банковских услуг, под которыми понимаются операции обслуживания физических (частных) лиц. Для завоевания устойчивых позиций на кредитном рынке банку необходимо решить задачи создания уникальных ...