Наряду с необходимостью раскрытия информации о потребительских кредитах законом регулируется полнота информации об условиях потребительского кредитования при размещении финансовыми организациями коммерческой рекламы.
Определенным шагом в направлении повышения уровня открытости стоимости потребительского кредита является введение в банковскую практику уже в текущем году отчетности, составляемой на основе Международных стандартов финансовой отчетности, которые предусматривают раскрытие информации о стоимостных параметрах и характере финансовых инструментов. Тем не менее очевидно, что указанный источник информации предоставит лишь общин сведения о стоимостных параметрах инструмента и применяется для оценки деятельности кредитной и организации в целом, а не при принятии решения конкретным потребителем при выборе банка-кредитора.
В связи с этим вопрос о защите потребителей на специфическом рынке розничного кредитования остается открытым. Его решение возможно как в рамках разработки специального закона, регулирующего взаимоотношения субъектов в рамках потребительского кредитования, так и в рамках внесения дополнений в действующие редакции законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе».
Обратной стороной правового обеспечения развития потребительского кредитования является защита интересов банков-кредиторов. Одним из способов защиты их интересов, а также повышения ответственности индивидуальных заемщиков является разработка и упрощение процедуры банкротства физических лиц как гарантии погашения ими своих обязательств. В отечественной практике отсутствуют граждане-банкроты, несмотря на то, что указанная возможность предусмотрена действующим законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В частности, статьей 446 ГПК РФ предусмотрено включение в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, жилого помещения и земельных участков, предметов домашней обстановки и обихода, скота и т.п. Практическое отсутствие реального механизма правового решения проблем невозврата потребительских кредитов, не обеспеченных залогом, может подталкивать кредитные организации к применению методов силового давления на заемщиков, решению вопросов возврата просроченной задолженности способами, находящимися на грани правового поля.
Первым банком, запустившим в России систему экспресс-кредитования в марте 2000 г., стал банк «Русский Стандарт», оформлявший покупки бытовой техники в магазинах «М-Видео». Сначала первые два года Русский Стандарт был практически монополистом рынка и получал очень неплохую прибыль, поскольку эффективная ставка по кредиту была на уровне 49-50% годовых. В 2002 г. эту монополию нарушил банк «Первое ОВК», а с 2003 г. к ним присоединились Хоум кредит, Дельта-банк, а затем Альфа-банк Экспресс и Росбанк. Сегодня на рынке уже около 200 банков активно работают в сегменте потребкредитования и конкуренция между ними постоянно растет. Именно конкуренция заставляет их, во-первых, улучшать условия предоставления кредита, во-вторых, совершенствовать сервис и, в-третьих, постоянно отслеживать политику конкурентов.
Еще в прошлом году в Сити-банке признавали, что за год работы в розничном кредитовании пришлось вдвое увеличить максимальную сумму ссуды и срок на который она выдается, а также упразднить залы и сократить список необходимых документов для получения кредита.
Сатьи по теме:
Анализ прибыли
Прибыль (убыток) – это финансовый показатель результативности деятельности банка (см. Рисунок 2.12).
Рисунок 2.12 Динамика объема и структуры прибыли
При оценке совокупной прибыли (убытка), как правило, применяется ее деление на три составляющие:
· процентная прибыль (убытки);
· операционная ...
Анализ формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредиту
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. Например, ...
Основные понятия и определения, характеризующие
банковскую деятельность
Термин «банк» происходит от итальянского banco, что означает «стол». Эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля, которая велась с использованием разнообразных монет. Эти монеты чеканились как государствами, так и городами, и даже отдельными лицами. В то время ...