Заинтересованность руководства банков в построении комплексной системы оценки и управления банковскими рисками возникает на определенном качественном уровне развития коммерческого банка, когда вопросы повышения эффективности его деятельности требуют четкого определения и оценки как факторов генерирования доходов, так и факторов затрат. При анализе затрат выделяются эффективные расходы, т.е. те, которые на основе расширенного воспроизводства деятельности банка позволят в последующем плановом периоде увеличить доходы банка (заработная плата, расходы на более качественное оборудование и др.), и финансовые потери. С целью управления эффективными расходами банк строит систему бюджетирования своей деятельности, а с целью управления потенциальными финансовыми потерями – систему оценки и управления банковскими рисками.
Целью такой системы оценки и управления рисками является сокращение финансовых потерь банка и, соответственно, повышение рентабельности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций.
Построение комплексной системы управления банковскими рисками включает три блока.
Организационный – выделение органов управления и подразделений Банка, принимающих участие в управлении рисками (принимающих стратегические и политические решения, непосредственно участвующих в управлении рисками банка, контролирующих эти процессы и деятельность подразделений и сотрудников).
Методологический – определение политики управления рисками, принятыми в банке; методик оценки различных видов рисков (включая экономико-статистические и математические модели) и установления лимитов и ограничений.
Информационный – система для сбора и анализа информации и отчетности о состоянии рисков в банке, обеспечивающая предоставление своевременных, точных и полных данных, позволяющих принимать адекватные решения.
Построение комплексной системы управления рисками банка предполагает использование информационно-технологической системы, объединяющей два крупных информационных потока.
1. Внешний – историческая и текущая динамика и показатели финансового (кредитно-депозитного, фондового и валютного) и товарных (нефть, золото, зерно и другие) рынков; исторические статистические базы данных, касающиеся информации о дефолтах; историческая информация о кредитных историях и т.д.
2. Внутренний – динамика и показатели, характеризующие сложившуюся в банке структуру, качество и стоимость активов и пассивов; система установленных лимитов и их использования; все случаи реализованных видов рисков.
Это позволит создать систему управленческой отчетности (как часть общебанковской системы управленческой отчетности), своевременно, достоверно и полно отражающую принимаемые банком риски, создающую возможности для их адекватной оценки, мониторинга и контроля по всем финансовым инструментам и структурным бизнес-подразделениям банка, а также интегрирующей риск в системе всего многофилиального банка.
Особое место в организации процесса управления рисками банка занимает ведение баз данных по системе лимитов и ограничений, установленной органами коллегиального управления, и их использованию. Система лимитов строится таким образом, что каждый новый лимит не должен противоречить ранее установленным лимитам, а каждая операция проводится с учетом всех действующих в настоящее время лимитов и с соблюдением обязательных нормативов Нацбанка Республики Беларусь.
Важное значение придается и ведению базы по реализованным рискам, так как только эта статистическая информация позволит оценить величину и достаточность капитала, требуемого для покрытия имевших место финансовых потерь, а также прогнозировать вероятность будущих потерь.
Методологической основой построения системы оценки и управления рисками банковской деятельности являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, материалы профессиональных ассоциаций риск-менеджеров и другие. На особенности системы управления рисками банка важное влияние оказывают законодательные органы, органы государственного регулирования и надзора, такие, как Национальный банк Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и другие, а также прочие участники финансового рынка.
Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь активно направляет политику банков страны, связанную с приведением системы управления банковскими рисками к требованиям, содержащимся в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. Об этом свидетельствуют документы, принятые Национальным банком в 2004 году.
Сатьи по теме:
Виды кредитов, предоставляемых в ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
ОАО АКБ «Пробизнесбанк» предлагает 2 вида кредита для физических лиц: кредит «До зарплаты» и кредит на неотложные нужды.
Кредит «До зарплаты» является собой новым видом банковского кредитного продукта в ОАО АКБ «Пробизнесбанк», который предоставляется с 26 марта 2009 года. Кредит « До зарплаты» п ...
Изменение уставного капитала АО
Увеличение уставного капитала общества
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акцион ...
Эволюция процессного похода
Несмотря на то, что эволюция управленческих теорий первоначально шла в направлении развития функционального управления, постепенно формировалось понимание процессуальности производственно-управленческих действий как их объективной характеристики. Действительно, любая деятельность, как производстве ...