По мнению О.И. Лаврушина ,партнерство банка и предприятия перспективно, т.к. банк представляет собой специфическое предприятие, производящее специфический продукт – деньги. Интересна точка зрения Е.П. Козловой и Е.Н. Галаниной: объясняя эффективность партнерских отношений, они сопоставляют функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (таблица 1).
Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко изучившие аспекты взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики, "банкам необходимо найти новое направление для размещения средств", в связи с тем, что:
− операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;
− приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;
− подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования".
П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае " .в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации".
В "Банковской энциклопедии" рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые " .в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе", а также их кредитного и факторингового обслуживания.
Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка.
Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские. Посредническая форма финансовых отношений – "обычное" банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.
В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.
Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является.
Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.
Таблица 2 – Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка
|
Для банка |
Для предприятия |
|
1 |
2 |
|
повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка |
структурированная ресурсная база банка |
|
повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности) |
увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия |
|
регулирование налоговой базы (налоговое планирование) |
заданная структура привлеченных средств |
|
финансовый инжиниринг |
потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов |
|
фондирование оборотных средств |
диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного |
|
оптимизация оборотного капитала и денежных потоков |
привлечение и удержание денежных потоков предприятия за счет использования большего количества финансовых продуктов |
|
имидж предприятия в среде потребителей продукции |
имидж банка в клиентской среде |
Сатьи по теме:
«Евроклир» как пример международного внебиржевого
рынка
рынок ценная бумага клиринг внебиржевой
Высокий уровень развития внебиржевого рынка демонстрирует рынок еврооблигаций, ядром которого являются ведущие международные депозитарно-клиринговые центры «ЕВРОКЛИР» и «КЛИРСТРИМ БЭНКИНГ» (бывший ).
Клиенты, имеющие счета депо в депозитарии (банке-кастод ...
Понятие
эффективности деятельности коммерческого банка
Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с ...
Корпоративные ценные бумаги
При ведении налогового учета операций с ценными бумагами необходимо учитывать следующие особенности. При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям, но иногда остается право включать в состав расходов иные затраты, в том числе об ...