Страховой тариф представляет собой ставку взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Обычно за единицу страховой суммы принимается 100 рублей (реже 1 руб. или 1000 руб.). С помощью тарифной ставки определяется величина страховой премии, которую страхователь должен заплатить при заключении договора страхования. Для этого величина тарифной ставки умножается на страховую сумму, указанную в договоре. Страховые тарифы часто указывают и в процентах от страховой суммы, но и в этом случае страховая премия определяется на основании расчета, приведенного выше. Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то страховщик за счет полученных страховых взносов может в полной мере выполнить взятые на себя обязательства, покрыть свои издержки по проведению страхования и получить прибыль. Завышение тарифов по сравнению с вероятностью имеющегося риска не способствует заключению договоров страхования с потенциальными страхователями, снижает конкурентные возможности страховщика на страховом рынке. Занижение тарифной ставки может привести к тому, что у страховщика просто не хватит средств для осуществления страховых выплат, и в результате понесенный страхователями или иными участниками страхования ущерб не будет возмещен.
Тарифная ставка, по которой страхователь уплачивает страховую премию, называется брутто-ставкой. Структура страхового тарифа состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Нетто-ставка предназначена для формирования денежного фонда, из которого осуществляются страховые выплаты. Нагрузка используется для покрытия расходов страховщика на проведение страховых операций. К таким расходам относятся оплата труда работников страховой организации, затраты на изготовление страховых документов (заявлений, полисов, актов и т. п.), рекламу, хозяйственные расходы (аренда помещений, плата за коммунальные услуги и т. д.) и др. В нагрузку может также включаться и прибыль, которую страховщик предусматривает получить от страховой деятельности. В структуре брутто-ставки основной является нетто-ставка, на долю которой приходится 60—95% в зависимости от вида страхования, а нагрузка соответственно составляет 5—40%. При расчете брутто-ставки первоначально находят нетто-ставку, к ней добавляется нагрузка, и получается окончательная ставка. Обычно нагрузка устанавливается в процентах к брутто-ставке.
Брутто-ставка (%) = Нетто-ставка (%) + Нагрузка (%).
Таблица — 1 Структура страхового тарифа
|
Страховой тариф (брутто-ставка) | |||
|
Нетто-ставка |
Нагрузка к нетто-ставке | ||
|
Часть, предназначенная для страховых выплат, формирования страховых резервов |
Часть, предназначенная для обеспечения безубыточной работы страховщика (расходы на ведение дела) |
Отчисления в фонд превентивных мероприятий |
Прибыль |
На рынке страхования имущества юридических лиц много похожих между собой предложений.
Рисунок 2 — Страховые компании в г. Березники
Разница между ними, как правило, заключается в проценте страхового тарифа и перечне покрываемых рисков.
Таблица 2 — Страховые тарифы
|
Страхуемое имущество |
СК «АльфаСтрахование» |
СК «Росгострах» |
|
Здания и сооружения |
от 0,07% |
0,03%…0,08% |
|
Производственное оборудование |
от 0,08% |
0,03%…0,10% |
|
Товарно-материальные запасы |
от 0,09% |
0,04%…0,12% |
Сатьи по теме:
Пути повышения уровня капитализации
компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования
Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собст ...
Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг
Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), норма ...
Классификация карт
Практически все карты имеют один и тот же размер (примерно 54×86 мм) и толщину (примерно около 1 мм).
Карты классифицируются по разным критериям на целый ряд видов.
1. по материалу изготовления:
– бумажные;
– пластиковые;
– металлические.
В настоящее время практически повсеместное расп ...