Из-за лагов дискреционные меры оказывают воздействие не на текущую ситуацию в экономике, а на ситуацию, которая ожидается в будущем. Поскольку макроэкономические прогнозы на будущее не всегда точны, то применение дискреционных мер может навредить экономике. В качестве примера можно взять случай, когда центральный банк, предвидя в будущем году ускорение инфляции, повышает процентную ставку или удорожает валютный курс. И то, и другое, если прогноз верный, способно снизить инфляционное давление на экономику в будущем году. Однако если прогноз окажется ошибочным, экономика в обоих случаях испытает негативный монетарный шок, который замедлит рост совокупного спроса: из-за высокой процентной ставки сократятся инвестиции, а из-за дорогой национальной валюты сократится чистый экспорт.[7]
Непредсказуемость результатов дискреционных мер, риск их ошибочного применения возрастают из-за возможных нарушений трансмиссионного механизма монетарной политики. В первую очередь – из-за сбоев при передаче монетарного импульса к процентной ставке или валютному курсу, а от них – к совокупному спросу.
Еще один недостаток. Центральному банку, обладающему правом на дискреционные действия, трудно избегать политического давления со стороны органов государственной власти. Так, в предвыборный период президент, правительство, законодательные власти, чтобы заручиться поддержкой избирателей, могут потребовать от центрального банка ослабления денежной политики (удешевления кредитов, расширения объемов монетарного финансирования бюджетных инициатив и т.п.), нисколько не считаясь при этом с фактическим состоянием дел в макроэкономике.
Следование правилам в денежной политике не только исключает возможность негативных последствий, присущих дискреционному подходу, но и позволяет реализовать ряд дополнительных преимуществ. Денежные правила способствуют проведению ясной, регулярной и последовательной политики; они дисциплинируют центральный банк, защищают его от политического давления государства. Как результат, укрепляется общественное доверие к центральному банку, повышается устойчивость денежной системы.
В последнее время центральные банки отдают предпочтение монетарной политике, основанной на правилах. Дискреционные меры допускаются лишь в исключительных случаях – обычно тогда, когда возникает угроза финансового, валютного или банковского кризиса.
Принципы денежного и кредитного регулирования экономики.
Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:
политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;
политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы.
Сатьи по теме:
Финансирование фондов обязательного медицинского страхования
Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
Для этих целей необходимо работодателей и местные органы власти обязать ...
Анализ исполнения бюджета по расходам Жигулевского филиала ФСС в 2006-2008гг.
Для того чтоб рассмотреть направления расходования средств филиала, а так же сравнить запланированные суммы и фактические значения статей расхода, необходимо провести анализ исполнения бюджета. Проведя данный анализ, мы сможем отследить реализацию социальной политики РФ филиалом Самарского региона ...
Цели деятельности и функции Центрального банка РФ
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Банк России создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии с этим Законом уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и иное имуществ ...