Оценка кредитоспособности клиента

Страница 1

ссуда банковский заемщик мониторинг

В процессе взаимоотношений кредитной системы и организаций постоянно возникает необходимость в проведении анализа кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность – это способность предприятия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам. Анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и предприятия, стремящиеся их получить.[14]

Источниками информации при оценке кредитоспособности клиента являются собеседование с заявителем на ссуду, собственная база данных, внешние источники, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.

При собеседовании с заявителем банк выясняет причины обращения за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. В процессе беседы банк может получить информацию о честности и возможностях подателя заявки, о том, потребуется ли обеспечение кредита, об истории и росте предприятия, конкурентных позициях, планах на будущее и т.д. в некоторых случаях банк может запросить у заявителя дополнительную информацию.

Банк может почерпнуть необходимую информацию о кредитоспособности клиента из картотеки на всех вкладчиков и заемщиков, если такая картотека ведется, а также использовать информацию из паспортов хозорганов, получаемую из официальных источников. Информация о кредитоспособности клиента может быть проверена по каналам внешних источников информации. Например, фирма «Дан энд Бредстрит» собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады и распространяет её по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках.

В отечественной практике организации кредитования такого высокоорганизованного и качественного источника внешней информации о кредитоспособности предприятий пока нет. Однако при заинтересованности в подтверждении доверенности отдельных моментов кредитоспособности подателя кредитной заявки банк может получать внешнюю информацию от других банков, куда ранее обращался заемщик, а также от его поставщиков, покупателей, конкурентов, налоговой инспекции.

Один из наиболее важных источников информации о кредитоспособности – анализ бухгалтерских отчетов потенциальных заемщиков. Особое внимание банк обращает на результаты прогноза денежных потоков, которые свидетельствуют об ожидаемом финансовом состоянии, прибыльности и потребности заемщика в дополнительно привлекаемых средствах.[15]

Для банков-кредиторов, пользователей бухгалтерской отчетности заемщиков, важной является следующая информация:

– что получило предприятие-заемщик по результатам своей деятельности – прибыль или убыток;

– увеличилась или снизилась прибыль предприятия по сравнению с предыдущими отчетными периодами;

– соответствует ли дебиторская задолженность, показанная в балансе тем суммам, которые реально можно получить в ближайшем будущем;

– соответствует ли кредиторская задолженность реальным обязательствам предприятия и можно ли быть уверенным в том, что в ближайшем будущем у предприятия не выявятся новые кредиторы, которые были бы связаны с деятельностью в отчетном периоде, но не были отражены в балансе;

– можно ли считать предприятие жизнеспособным, т.е. ему в ближайшем будущем (в отсутствие форс-мажорных обстоятельств) не грозит банкротство;

– можно ли рассчитывать, что в случае банкротства отраженные в активе баланса основные средства и другие товарно-материальные ценности можно продать по ценам, незначительно отличающимся от тех, которые там показаны.

Для оценки кредитоспособности заемщика на основе результатов анализа финансовых отчетов используют систему коэффициентов, которая считается наиболее полезной при анализе финансового положения потенциального заемщика.

Система коэффициентов охватывает четыре группы показателей: ликвидности, оборачиваемости, привлечения средств и прибыльности.

Видов коэффициентов, которые можно рассчитать по отчетам заемщика кредитов, бесконечное множество, но опыт работы банков показывает, что лишь немногие из них действительно полезны и реально используются.[16]

Страницы: 1 2 3 4

Сатьи по теме:

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ОСАО "РЕСО-Гарантия"
Принципиально важным для конкурентоспособности компании на рынке является соотношение цены и качества страхового продукта. Качество — это комплексное свойство, включающее в себя востребованность риска, технические составляющие — широту и полноту страхового покрытия, его соответствие тем опасностям ...

Роль потребительского кредита в экономике
Под ролью кредита как экономической категории обычно понимают результат функционирования кредитных отношений. Она характеризует конкретное проявление функций кредита в данных социально-экономических условиях. Необходимо отметить, что роль потребительского кредита имеет объективную природу, поскол ...

Принципы и условия кредитования
Кредитование предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдение принципов кредитования, которые представляют собой главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требова ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.qupack.ru