Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этом случае оно окажется скорее всего запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.[2]
Для этого должны профессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Оно включает в себя следующие методы:
1) Антикризисный мониторинг. На постоянной основе внешней и внутренней среды объекта с целью раннего обнаружения формирующихся угроз кризиса.
2) Анализ внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможности соответствующих индикаторов. Обычно в качестве последних применительно к конкретному банку выделяют такие:
· специализированный подразделения банка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию и положение банка в целом;
· служащие банка склонны уделять больше внимания внутренней обстановке в организации, чем внешней среде, при этом соперничество с внутренними конкурентами доминирует над внешними;
· нежелание или неспособность банка проводить изменения;
· неспособность банка адекватно воспринимать и осознавать сигналы из внешней среды;
· готовность нарушать правила ради краткосрочных выгод.
Разработка антикризисных организационных стратегий, направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:
· информирование коллег о кризисных ситуациях;
· наличие адекватной формальной структуры организации безопасности банка;
· комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на решение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;
· развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;
· делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;
· обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;
· ответственность каждого сотрудника за каждую проблему;
· тренинг персонала для отработки действий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечения безопасности;
· использование узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.
Реализация данных стратегий поможет максимально повысить осознание служащими банка проблем безопасности и предотвратить кризисные ситуации.
Внутренний анализ и контроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банка обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые занимались бы анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование. Во-вторых, отдел внутреннего аудита, призванный выполнять контрольно-аналитические функции.
При проведении внутреннего анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условий стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечения банка в незаконные операции, в частности в «отмывание» незаконно или преступно нажитых денег. В этом направлении Банк России «советует» российским банкам руководствоваться «Рекомендациями по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (письмо №99-Т от 13.07.2005 г.).
Сатьи по теме:
Рейтинг Банка Развития Казахстана по данным ведущих
рейтинговых агентств
Высокая оценка ведущих рейтинговых агентств является показателем эффективной работы БРК и правильному направлению его деятельности.
Кредитный рейтинг Standard & Poor’s имеет целый ряд преимуществ для эмитентов, инвесторов, кредиторов и финансовых посредников.
Предоставляя независимое, обосно ...
Пассивные операции коммерческих
банков
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков.
Ресурсы коммерческих банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.
Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их ...
Становление и развитие платежной системы Республики Беларусь
Согласно концепции развития платежной системы Республики Беларусь на 2010–2015 годы платежная система Республики Беларусь состоит из платежной системы Национального банка, платежных систем банков, расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам и системы безналичных расчетов по розничным платежам. ...