Формы организации страховой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке.
Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью. Страховая компания должна непременно получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и условиям лицензирования.
Страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющий статус юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это:
Хозяйственные товарищества и общества;
Производственные кооперативы;
Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
Некоммерческие организации.
Большинство страховых организаций в России (около 98%) функционируют в форме хозяйственных обществ: около 54% - ЗАО, 20% - ОАО, 24% - ООО.
Организационно правовые требования.
Основными законодательными актами, регламентирующими создание страховой организации, являются Гражданский кодекс РФ и Законы Российской Федерации: «Об организации страхового дела в РФ»; «Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О рынке ценных бумаг». Они определяют основные организационно-правовые требования к созданию страховой компании.
Экономические нормативные требования.
Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определенные экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность страховщиков, доверие к ним страхователей[13].
Государственное регулирование страховой деятельности.
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
· Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
· Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка[14]:
· Государственный надзор за страховой деятельностью;
· Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
· Организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
· Cоздание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
· Определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
· Установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.
Сатьи по теме:
История возникновения и развития банковской системы
Термин “банк" происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
Первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции, и преимущественно меняльными конторами (лавками).
Постепенно ...
Анализ финансовой деятельности
Основные показатели работы Нефтекамского отделения за последние три года свидетельствуют о значительном росте темпов экономического развития. Как следует из Приложения 2, валюта баланса банка выросла в 2007 г. на 30%, а в 2008 еще на 68,7%. Обеспечен также и рост собственных средств. В 2007 г. они ...
Товарный и коммерческий
кредит
Порождает как отсрочку платежа за товар, так и другие формы эволюция взаимоотношений между предприятиями. В современном хозяйстве предприятия предоставляют друг другу не только товарный, зачастую не столько товарный, сколько денежный кредит [12, С. 393]. В осуществлении кредитных операций банки пе ...