Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Финансы » Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Страница 3

Органы надзора придают огромное значение наличию у банков хорошо спланированной организационной структуры, а также эффективной информационной системы и системы контроля для целей управления рисками. Органы надзора также следят за должным ведением бухгалтерских записей и применением стандартных учетных процедур для того, чтобы:

- вся банковская деятельность осуществлялась эффективно и рационально;

- руководство имело прочную базу для осуществления контроля и планирования различных взятых на себя рисков;

- снизить вероятность мошенничества со стороны сотрудников, руководства или клиентов1.

Органы надзора озабочены тем, чтобы качество руководства соответствовало характеру и объему деятельности. В странах, где инспекции на местах проводятся регулярно, проверяющие имеют возможность заметить первые признаки, указывающие на проблемы в руководстве. В других странах контролер регулярно проводит с руководством беседы и использует прочие возникающие возможности для контактов. Каков бы ни был характер нормативной базы, контролер должен использовать все возможности для того, чтобы составить свое мнение по вопросу компетентности руководства и убедиться, что он правильно понимает стратегию руководства. Он также должен выяснить, насколько хорошо банк оснащен для выполнения своей роли в плане опыта и компетентности сотрудников, а также оборудования и средств, находящихся в его распоряжении.

В зависимости от правил осуществления надзора способы, гарантирующие их соблюдение, отличаются в разных странах. По сути, существуют два основных подхода:

- проверка на местах;

- сбор и интерпретация регулярной отчетности и прочей статистической информации.

Системы надзора применяют оба подхода, хотя степень предпочтения, которая отдается одному или другому подходу, в разных странах различна.

Проверки на местах требуют привлечения значительных ресурсов органов надзора и могут, за исключением очень небольших банков, регулярно проверять лишь небольшую часть деятельности организации. В ряде стран процедуры проверки концентрируются на качестве кредитных активов и подтверждающей их документации, а также адекватности системы внутреннего контроля, созданной руководством. Если используются системы классификации кредитов, то обычно инспектора будут проверять на выборочной основе кредиты с целью определения правильности их классификации. Также инспектора должны уделять внимание политике в отношении резервов по безнадежной и сомнительной задолженности и делать заключение относительно достаточности резервов в свете состава кредитного журнала. В случае банков с широким спектром деятельности или сложной структурной сетью следует уделить внимание тому, насколько всеобъемлющими являются контроль и управление рисками в целом. В особых случаях, когда органы надзора уже знают о наличии конкретных проблем, проверка будет узконаправленной.

2. Статья 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.) гласит, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а именно:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены руководителей кредитной организации;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Сатьи по теме:

Данные о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Российской Федерации в 2003 году
Министерство сельского хозяйства России осуществляет государственную экспертизу ущерба от чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в АПК и представляет в установленном порядке предложения по оказанию финансовой помощи пострадавшим сельскохозяйственным товаропроизводителям. По данным ...

Электронные биржи. Рынок Forex
С развитием компьютерных технологий возникло такое явление как электронные биржи. Электронная биржа представляет собой всеохватывающую закрытую торговую систему, внутри которой все транзакционные этапы осуществляются автоматически. Они интегрированы между собой посредством электронных сетей. Подо ...

Принципы инвестиционной деятельности
В основе регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций лежат правила размещения страховых резервов. Для обеспечения устойчивости страховых организаций и гарантии страховых выплат размещение страховых резервов должно осуществляться на принципах диверсификации, возвратности, прибыл ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.qupack.ru