Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Финансы » Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Страница 1

Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно, выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

В странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношений порождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числе банковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой - пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества.

Банки играют исключительно важную роль в экономической жизни, и повышение эффективности и стабильности банковской системы представляет значительный интерес для общества. В этом смысле важными являются отдельные функции органов банковского надзора.

1. Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности.

Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального Банка и коммерческих банков: Федеральный Закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. в редакции от 19 июня 2001 г. и Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. в редакции от 7 августа 2001 г.

В российском банковском праве получил закрепление принцип осуществления Центральным Банком функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и иных негосударственных банков. При этом целью такого регулирования и надзора выступает поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом. Так, в ст.3 Закона о Центробанке указано, что основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы РФ.

Оба закона содержат отдельную главу, подробно раскрывающую средства, пути реализации и цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X "Банковское регулирование и надзор" Закона о Центробанке определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений1.

При проведении анализа российского банковского права необходимо обратить внимание на определение того круга субъектов, на который распространяется банковский надзор со стороны государства в лице Банка России. Российское законодательство употребляет три термина - "банк", "кредитная организация" и "небанковская кредитная организация".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сатьи по теме:

Капитал банковского сектора
Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций на 01.01.2008 достигли 2 671,5 млрд. рублей, что соответствует 13,3% активов. Рост капитала в 2007 г. - наивысший с 2001 г., когда темп прироста также составил примерно 58%. Свыше 40% прироста капитала обеспечили публичные размещения ...

Периодичность и точность расчета значений индекса ММВБ
Расчет значений Индекса ММВБ осуществляется каждый торговый день в режиме реального времени (но не реже 1 раза в минуту) при совершении каждой сделки с акциями, включенными в базу расчета индекса. Раскрытие значений индекса в Системе торгов Биржи, а также иных источниках распространения информации ...

Планирование прибыли банка. Построение планового баланса
После того как получены сбалансированные плановые показатели деятельности банка можно построить плановый баланс и план доходов и расходов банка по принятым стандартам. Все необходимые для этого цифры получены на предыдущем этапе (табл. 20, 21). Таблица 20 Плановый баланс банка I кв. II ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru