Детерминанты внедрения системы управления активами и пассивами в коммерческих банках в России

Финансы » Актуальные вопросы банковской деятельности » Детерминанты внедрения системы управления активами и пассивами в коммерческих банках в России

Страница 1

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается рост актуальности и важности управления активами и пассивами, ALM (Asset and Liability Management). Возможности роста прибыли коммерческого банка, а, зачастую, и способность дальше осуществлять свои задачи зависит от эффективности ALM. ALM – это служба банка, к функциям которой относится управление финансовыми рисками, а также планирование собственного капитала и заемного финансирования, прогнозирование прибыльности (чистая процентная прибыль, чистая процентная маржа) и роста коммерческого банка. ALM также выполняет контрольную функцию над торговыми операциями на финансовых рынках, в частности на срочном рынке хеджирующих инструментов.

Повышение актуальности управления активами и пассивами произошло в результате роста волатильности на финансовых рынках, внедрения новых, более сложных, финансовых продуктов, усиления требований со стороны регулирующих структур, повышения внимания к внутренним проблемам банка со стороны руководства банков. В частности, в результате роста волатильности служба ALM взяла на себя функции управления изменчивыми активами и пассивами. При появлении новых требований регулирующих институтов (Федеральные регулирующие агентства в США, Банк Международных Расчетов, Европейский Союз, Банк Англии) относительно управления риском, уровня достаточности капитала и т.д. ALM взяла на себя функции контроля их выполнения. В результате расширения лимитов на позиции, увеличения объема совершаемых операций и как следствие повышения внимания руководства к процессам банков, финансовое планирование, сопоставление активов и пассивов стало неотъемлемой частью деятельности банков. С появлением на рынке новых продуктов ALM разрабатывает тактику их использования в зависимости от целей банка: для риск-менеджмента и удержания клиентов (защитная стратегия банка); для привлечения новых клиентов, выхода на новые рынки (наступательная стратегия банка); для противостояния конкуренции или для решения внутренних задач.

Несмотря на то, что в западных странах с развитой финансовой структурой, ALM – неотъемлемая часть деятельности банков, в России в рамках управления активами и пассивами осуществляются далеко не все свои функции. В результате проведенного исследования причин отсутствия ALM в российских банках, можно выделить факторы, при отсутствии которых ALM не способно выполнять все необходимые функции:

2. Соответствующая бизнес – требованиям организационная структура, охватывающая все сегменты бизнеса банка (включая банковские комитеты, участников аналитической поддержки и принятия стратегических решений). ALM осуществляет распределение ресурсов и ответственности, исходя из организационной структуры.

3. Операционная инфраструктура (методики и положения), регламентирующая процедуры исполнения, иерархию обязанностей и ответственность различных функциональных единиц, в т.ч. в отношении управления активами и пассивами. ALM действует на основе данных документов.

4. Аналитическая поддержка ALM, т.е. методы и расчеты, взаимосвязанные между собой и проводимые с определенной периодичностью.

5. Интегрированная информационная система (банковские технологии), гарантирующая своевременный и полноценный учет всех возможных изменений. Все модули должны быть взаимосвязаны и не требовать дополнительных затрат времени для использования данных.

6. Информационная отчетность, соответствующая иерархии организации: все вовлеченные подразделения всегда будут получать необходимые отчеты для принятия решений.

7. Оценка финансовых результатов, как всего банка, так и отдельных сегментов бизнеса, филиалов, продуктов. Для корректного посегментного анализа прибыли должна быть внедрена система трансфертного ценообразования (то есть процесс условной передачи (аллокации) средств, полученных в результате привлечения пассивов и направляемых на финансирование активов по внутренней стоимости). Согласно данной системе, прибыль банка складывается из трех компонентов – дохода от активов (разница клиентской ставки и внутренней цены ресурсов), дохода от пассивных операций (разница трансфертной ставки и клиентской ставки) и прибыль ALM (финансовый результат, возникающий из-за неравномерного распределения активов и обязательств по срокам и валютам, для которых стоимость ресурсов различна).

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Этапы развития ипотечного кредитования
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Само понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из древней Греции. Его ввел архонт Солон в VI веке до н. э., предшественник солона – Драконт – ввел порядок (в 621 г. До н. э.), согласно которому люб ...

Понятие и структура современной кредитно-денежной системы
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономич ...

Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Использование факторингового обслуживания является одной из наиболее перспективных мер, способных помочь российским производителям освоить внутренние и зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам существенно увеличить объемы закупок товаров у иностранных производителей. Несомненно, что, при ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.qupack.ru