На протяжении двух последних десятилетий наблюдается рост актуальности и важности управления активами и пассивами, ALM (Asset and Liability Management). Возможности роста прибыли коммерческого банка, а, зачастую, и способность дальше осуществлять свои задачи зависит от эффективности ALM. ALM – это служба банка, к функциям которой относится управление финансовыми рисками, а также планирование собственного капитала и заемного финансирования, прогнозирование прибыльности (чистая процентная прибыль, чистая процентная маржа) и роста коммерческого банка. ALM также выполняет контрольную функцию над торговыми операциями на финансовых рынках, в частности на срочном рынке хеджирующих инструментов.
Повышение актуальности управления активами и пассивами произошло в результате роста волатильности на финансовых рынках, внедрения новых, более сложных, финансовых продуктов, усиления требований со стороны регулирующих структур, повышения внимания к внутренним проблемам банка со стороны руководства банков. В частности, в результате роста волатильности служба ALM взяла на себя функции управления изменчивыми активами и пассивами. При появлении новых требований регулирующих институтов (Федеральные регулирующие агентства в США, Банк Международных Расчетов, Европейский Союз, Банк Англии) относительно управления риском, уровня достаточности капитала и т.д. ALM взяла на себя функции контроля их выполнения. В результате расширения лимитов на позиции, увеличения объема совершаемых операций и как следствие повышения внимания руководства к процессам банков, финансовое планирование, сопоставление активов и пассивов стало неотъемлемой частью деятельности банков. С появлением на рынке новых продуктов ALM разрабатывает тактику их использования в зависимости от целей банка: для риск-менеджмента и удержания клиентов (защитная стратегия банка); для привлечения новых клиентов, выхода на новые рынки (наступательная стратегия банка); для противостояния конкуренции или для решения внутренних задач.
Несмотря на то, что в западных странах с развитой финансовой структурой, ALM – неотъемлемая часть деятельности банков, в России в рамках управления активами и пассивами осуществляются далеко не все свои функции. В результате проведенного исследования причин отсутствия ALM в российских банках, можно выделить факторы, при отсутствии которых ALM не способно выполнять все необходимые функции:
2. Соответствующая бизнес – требованиям организационная структура, охватывающая все сегменты бизнеса банка (включая банковские комитеты, участников аналитической поддержки и принятия стратегических решений). ALM осуществляет распределение ресурсов и ответственности, исходя из организационной структуры.
3. Операционная инфраструктура (методики и положения), регламентирующая процедуры исполнения, иерархию обязанностей и ответственность различных функциональных единиц, в т.ч. в отношении управления активами и пассивами. ALM действует на основе данных документов.
4. Аналитическая поддержка ALM, т.е. методы и расчеты, взаимосвязанные между собой и проводимые с определенной периодичностью.
5. Интегрированная информационная система (банковские технологии), гарантирующая своевременный и полноценный учет всех возможных изменений. Все модули должны быть взаимосвязаны и не требовать дополнительных затрат времени для использования данных.
6. Информационная отчетность, соответствующая иерархии организации: все вовлеченные подразделения всегда будут получать необходимые отчеты для принятия решений.
7. Оценка финансовых результатов, как всего банка, так и отдельных сегментов бизнеса, филиалов, продуктов. Для корректного посегментного анализа прибыли должна быть внедрена система трансфертного ценообразования (то есть процесс условной передачи (аллокации) средств, полученных в результате привлечения пассивов и направляемых на финансирование активов по внутренней стоимости). Согласно данной системе, прибыль банка складывается из трех компонентов – дохода от активов (разница клиентской ставки и внутренней цены ресурсов), дохода от пассивных операций (разница трансфертной ставки и клиентской ставки) и прибыль ALM (финансовый результат, возникающий из-за неравномерного распределения активов и обязательств по срокам и валютам, для которых стоимость ресурсов различна).
Сатьи по теме:
Организационно - экономическая характеристика Сберегательного Банка РФ
Сбербанк России - один из самых крупнейших банков страны. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный Банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 2 ...
Основные направления развития рынка банковских
продуктов и услуг на основе пластиковых карт
Мировыми тенденциями развития банковской деятельности и банковских технологий являются[2]:
· универсализация банковской деятельности при сохранении специализации банка, при которой происходит проникновение банков в небанковскую сферу с соединением финансовых и банковских услуг;
· интернационализ ...
Анализ основных экономических и финансовых показателей
банка
Рассмотрим основные экономические и финансовые результаты деятельности банка. В таблице 2.1 представлены сводные данные финансовых результатов банка за 2010-2011гг.
Таблица 2.1
Доходы и расходы банка
Показатели
2010
2011
Изменения
Абсолютные, млн. руб.
Относительные, %
...