Наиболее распространенным в современных условиях в западных странах есть такой вид банковского потребительского кредита, как кредитование посредством кредитной карточки. Основное преимущество кредитной карты, которая и делает ее чрезвычайно популярной среди населения, является удобство в практическом использовании. Кредитная карта – это именной (с идентификатором владельца) денежный оплатно-расчетный банковский документ, который используется для предоставления потребительского кредита. Кредитные карточки изготавливают из материала, труднодоступного для подделки. Сейчас в развитых странах мира кредитные карты вышли на первое место как средство расчета в сфере потребления.
Сегодня кредитные карты в денежной сфере заменили наличные и чеки: расчеты за товары и услуги производятся заемщиком в счет своей кредитной карточки. Использование кредитных карт значительно облегчает условия предоставления потребительского кредита. Однако остаются значительными и злоупотребления и мошенничество при практическом применении кредитных карт; так, они могут использоваться не их собственником, а другим человеком.
Кредитные карты выпускаются банком-эмитентом для своих платежеспособных клиентов за определенную плату. Для каждой из карт устанавливается лимит кредитования. Кредитные карточки могут распространяться группами банков.
Коммерческие банки США начали широко использовать кредитные карточки, с 50-х годов XX ст. В полной мере кредитные карты проявили свои преимущества с введением системы сплошной компьютеризации торговых и банковских учреждений.
Использование кредитных карт выражает экономические отношения с потребительского кредитования между тремя субъектами:
1) банком;
2) владельцем карточки;
3) торговой организацией (торговцем).
Между банком и торговым заведением заключается соответствующее соглашение об использовании кредитных карточек этого банка при покупке товаров. Торговое учреждение должно дать официальное согласие на принятие карт данного банка при расчетах за товары, которые в нем купленные. Для торговой организации кредитная карточка является гарантией открытия покупателю кредита в банке. С кредитными картами работают, в основном, крупные торговые заведения, мелкие розничные торговцы отдают предпочтение при расчетах за товар наличными.
Периодически через определенный срок (или немедленно) торговые организации передают в банк счета за товары, проданные владельцам кредитных карточек. Банк оплачивает эти счета, перечисляя определенную сумму средств на текущий счет торговой организации. Постепенно лимит кредитования исчерпывается и если владелец кредитной карты не погашает свои обязательства перед банком, карточка теряет свое действие.
Владельцы кредитных карт постоянно получают информацию об остатке лимита кредитования по ней и, соответственно, о необходимости продления кредита.
Следовательно, можно выделить следующие типичные стадии процесса потребительского кредитования с помощью кредитных карт:
1) выдача банком кредитной карты клиенту-заемщику;
2) купля заемщиком товаров за карту в магазине;
3) передача магазином торговых счетов на купленные товары в банке;
4) перечисление банком средств на текущий счет магазина;
5) ежемесячное выставление магазином счетов за купленные товары владельцу кредитной карты - поставщику;
6) возврат заемщиком средств банку.
Кредитные карты для нужд потребительского кредитования могут выпускаться не только банками, но и такими организациями, как авиакомпании, железные дороги, гостиницы, телефонные фирмы, автозаправочные станции и т.п.
Банк получает проценты за кредит, который предоставляется держателям карт в пределах лимита кредитования. Банк регулирует величину кредитного лимита по картам и периодически восстанавливает самые карты, что позволяет ему переоценивать кредитоспособность владельцев карточек.
Сатьи по теме:
Обзор состояния банковской системы РФ на современном этапе
По данным рейтингового агентства «Эксперт» активы банковской системы с начала года сократились на 0,9%. Сокращение средств, предоставленных Банком России, на банковских балансах (на 40,5%) было частично компенсировано ростом капитала 1-го уровня (на 5,5%) и увеличением средств клиентов (на 6,3%). ...
Методы оценки
банковских рисков
Основным методом выявления риска выступает комплексный анализ банковских операций, подверженных риску и анализ внешних факторов влияющих на образование и изменение риска.
Под экономическим анализом понимают определенные приемы и методы оценки банковских операций с целью выявления операций, подвер ...
Организация учёта уставного капитала
С учреждением ОАО создается его уставный капитал, отражающий минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал ОАО состоит из определенного числа акций, количество которых предусмотрено уставом. В уставный капитал ОАО включается только номинальная стои ...