Представим себе распространенную ситуацию: клиент пришел в банк для расчетов по кредитному договору. И желает это сделать со своего счета, открытого в этом же банке. Очевидно, первое, что ему нужно сделать, - это заполнить платежное поручение. Спрашивается: какой счет он должен указать в поле "Счет получателя"?
Банковский бухгалтер скажет: во-первых, это зависит от того, что он будет гасить, - основной долг, проценты или пеню, во-вторых, от того, просрочено обязательство или нет, в-третьих, от наличия пролонгаций (в результате которых основной долг может быть перенесен на другой ссудный счет), в-четвертых, от периодичности начисления процентов (когда часть полученных процентов может быть отнесена в кредит счета 474 27, а часть - в кредит счета 701 01) и т. д.
А как ответит на этот же вопрос клиент? Обязан ли он вообще разбираться в тонкостях банковского учета? Клиент наверняка скажет, что не обязан. И по большому счету будет прав. Более того, он не обязан всякий раз перед погашением кредита или уплатой процентов звонить в банк и интересоваться у работников кредитного отдела, изменился ли номер счета получателя. На первый взгляд, с точки зрения гражданского законодательства его обязанность вообще сводится только к тому, чтобы дать распоряжение банку о списании с его счета определенной суммы во исполнение определенных обязательств по кредиту (основного долга, процентов, штрафов, пени и т. д.). Как только клиент дал банку такое распоряжение, он должен считаться исполнившим эти обязательства. Более того, если кредитным договором предусмотрена очередность и сроки исполнения обязательств, то, казалось бы, достаточно указания одной только суммы.
На практике все выглядит гораздо прозаичнее. Банковским работникам (сотрудникам кредитных отделов и бухгалтерам) гораздо удобнее, когда каждый платеж соответствует одной проводке: проверил правильность расчета суммы, ввел проводку в базу - и готово. И, наоборот, гора проблем возникает, когда платеж осуществляется одной суммой - тут и необходимость самостоятельно рассчитывать в соответствии с очередностью, какая часть суммы должна быть отнесена на счета пени и процентов, какая - в счет погашения кредита; неясность с бухгалтерским учетом - на какой счет по кредиту первоначально относить общую сумму (проблема так называемых "транзитных" счетов), "рваный" остаток основного долга, если часть суммы ушла на проценты, и т. д.
Решаются данные проблемы просто: платежки возвращаются клиенту с требованием оформить, "как положено". В результате возникает абсурдная ситуация, когда банк-кредитор не хочет получить сегодня те деньги, которых завтра он может уже не дождаться. К тому же в результате предъявления требований к клиенту по надлежащему с точки зрения работников банка оформлению платежного поручения отношения с клиентом могут быть безнадежно испорчены, и банк от сотрудничества с ним получит совсем не тот результат, на который рассчитывал.
Сатьи по теме:
Развитие рынка ипотечного кредитования в России
Термин "ипотека" впервые появился в Греции в начале VI веке до н.э. (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечением служила личность должника, которому в случа ...
Предложения по внедрению автокредитования
Существует ряд вопросов, постановка которых сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.
В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.
Например, во Франции создана Центральная слу ...
Проблемы воздействие кредитных рисков
при ипотечном кредитовании на бюджетно-налоговую сферу
В рамках действующей государственной программы ипотечного кредитования воздействие кредитных рисков на бюджетно-налоговую сферу может привести к быстрому превышению объема имеющихся в том или ином регионе ресурсов. В настоящее время региональные агентства продают кредиты федеральному агентству на ...